Секреты оценки эффективности сайта

Когда та или иная компания принимает решение создать сайт, она безусловно, делает это для решения определенных задач компании.

Понятно, что задачи у каждого могут быть свои, а вот проблема, как оценить результативность созданного веб-ресурса, пожалуй, общая.

О том, как посчитать эффекты от вашего присутствия в Интернете, рассказывает Светлана Важнина, владелица студии WEB ALTERNATIVE.


Светлана, расскажите, каковы основные критерии и показатели эффективности сайта?

Анастасия, это очень хороший и правильный вопрос, о котором, к сожалению, не всегда задумывается ни сам клиент, ни компания разработчик. Грустно смотреть, когда к нам в компанию все еще поступают звонки по типу: "А сколько стоит сделать сайт?", и получив какой-то ответ и предложение встретиться, клиент отвечает: "Нет, я ищу подешевле". А ведь здесь совсем нет слова или вопроса о том, а для чего клиенту нужен сайт? Просто для галочки, или чтобы что-то получать от него потом?

 Хотя все же последние 2 года уже идет тенденция к тому, что все больше клиентов начинает подходить к вопросу создания сайта с оценки его будущей эффективности, целевой аудитории, а следовательно, и правильного начального проектирования сайта.

Для этого изначального в течении месяца специалисты web-студии работают с заказчиком, разрабатывают детальное техническое задание,  в котором и будут учтены все моменты, касаемые эффективности сайта.

В зависимости от типов сайтов и их задач, эффективность сайта можно измерить очень. Для этого есть конкретные показатели: количество посетителей, количество звонков с сайта в компанию, количество заявок, количество купленного товара, сумма продаж с сайта

А как можно на практике понять, эффективно ли работает Ваш сайт или нет? Есть ли от него отдача?

На практике это проверить можно, первоначально, возможно, придется немного выстроить какие-то бизнес-процессы, но далее измерения будут проводиться легко. Но это также потребует временных сил от самого Заказчика.

Самое простое, на что обычно обращают внимание - это позиции сайта в поисковых системах. Но это не совсем верный показатель. Рейтинг сайта нужен для образования входящего потока на него, но не всегда он напрямую влияет на продажи. Часто бывает, что позиции хорошие, а дальше сам сайт сделан некачественно, неудобный, и клиент может просто не получать необходимое число звонков и заявок, хотя будет иметь большую посещаемость.

Так часто бывает, если сайту уже года 4, он является морально устаревшим, но клиент упорно не хочется его менять. И получается, что позиции в поисковых системах высокие, посещаемость высокая, а продаж нет. В таких случаях можно делать вывод, что пора время подумать о новом сайте.

Поэтому если ваш сайт не является просто новостным порталом, то в первую очередь необходимо смотреть на его конкретные результаты: количество звонков, количество заявок, сумма продаж. Как меняются эти показатели с течением времени?

Как можно измерить количество звонков? Самый легкий способ - поставить на сайт отдельный номер телефона, и принимать на него только звонка с сайта. Тогда вы быстро смоете измерить свои результаты.

Количество заявок тоже считается легко. Просто подсчитываем, сколько их пришло за неделю с форм обратной связи сайта, через личный кабинет и т.д.

Как посчитать сумму продаж? Если у вас интернет-магазин, то это можно автоматизировать видеть о в отчетах. Если же это сайт-визитка или корпоративный сайт, то тут придется вести дополнительный статистики и отчеты, если у вас есть CRM (система управления взаимоотношений с клиентами), то данные постепенно будут формироваться в ней, как с момента звонка с сайта обратившийся конвертировался в завершенную сделку.

На самом деле это очень интересный момент. Я мечтаю, как-нибудь провести мастер-класс продвинутый именно по тому как оценить эффективность сайта в реальности и показать это на примере. Ведь можно столько всего рассчитать, во сколько обходится 1 клиент. Выгодно ли тратить деньги на рекламу. Ведь если действительно рассчитать все показатели в цифрах, то может клиент и обходится в 1000 рублей, но заказаывает он у вас на 50000 рублей, и даже при чистой прибыли в 3000 рублей, такая реклама будет для вас выгодгой. Тогда имеет смысл еще больше денег вкладывать в эту рекламу.

А вот еще существует различная аналитика, например Гугл, Яндекс-Метрика и т.д. – от нее какая польза?

Гугл аналитика и Яндекс Метрика - это конкретные рабочие инструменты интернет-маркетолога, либо лица, ответственного в компании Заказчика.

Это специальные сервисы, при том бесплатные с помощью которых можно получить очень подробную аналитику и различные данные о вашем сайте. Например: количество посетителей, количество повторно зашедших людей, переходы с поисковых систем и рекламных объявлений по конкретным фразам, можно увидеть время нахождения посетителя на конкретной странице, увидеть наиболее посещаемые страницы сайта, даже построить отчеты по полу заходящих клиентов, предполагаемому возрасту, географическому месторасположению и т.д.

За отдельную плату хорошие специалисты, могут настроить на вашем сайте так называемые "цели", это какие-то задаваемые вами конкретные показатели эффективности, которые будут измеряться автоматически. Например, количество заполненных заявок в вашу компанию. Но при этом вы возможно еще хотите знать, с каких ресурсов пришли люди, заполнившие заявки (может быть у вас есть баннеры на разных порталах, реклама в соц.сетях и т.д.). То каждому источнику можно присвоить метку, и тогда с помощью меток можно будет смотреть достижение посетителями поставленных "целей", а зная точные цифры, выбирать наиболее лучшие каналы для продвижения вашего товара или услуги.

Также, например, на Яндекс Метрике, есть так называемая, "карта кликов", которая визуально различными цветами подкрашивает страницу: теплые оттенки означают, что было много кликов в этом месте, холодные, что кликов было мало. Такая карта сразу дает понять правильно ли спроектирована страница, возможно, какие-то вещи на ней просто стоит поменять местами. Если у вас предполагалось, что весь акцент должен идти на новинки или акции, а вы видите, что на них никто не кликает, значит, акценты расставлены не верно, и нужно что-то менять. "Карта кликов" простой инструмент, с ним справится любой, даже не очень опытный пользователь.

Также у Яндекса есть такой инструмент, как "WebVisor", которые позволяет просматривать видеозапись действий посетителя на сайте. Не смотря на то, что этому приему уже много лет, им все еще редко пользуются. Наверное, потому что трудно просматривать большое количество видео, на это нужен отдельный человек. Но зато этот просмотр может дать вам ответы на какие-то вопросы: почему пользователь вдруг ушел с сайта, почему пользователь слишком долго совершал покупку и тд. Вобщем, много всего интересного есть в обоих инструментах от ведущих поисковых систем в России, важно использовать их. При этом стандартно Яндекс Метрике обычно проще обучиться, гугл аналитика более сложна, но имеет несколько другой функционал.

Хорошо, к примеру, решили просчитать эффективность сайта, а в результате она оказалась довольно низкой, как это можно исправить?

Самое главное, нужно посмотреть в чем причина низкой эффективности. Самые частые причины:

- некачественное продвижение сайта (низкие позиции в поисковых системах, нет контекстной рекламы, неправильно настроенная реклама и т.д.)

- неправильно спроектированы какие-то акценты или функции сайта, из-за чего пользователи уходят или не совершают целевое действие, которое от них ожидается

- несоответствующий ожиданиям клиента дизайн сайта. Да, да. Он все еще имеет большой значение. Дорогой товар на "абы каком сайте" уже давным давно никто не покупает

- низкий бюджет на продвижение сайта. Казалось бы, ну хоть кто-то будет покупать... А нет.

Мы исследовали последнюю причину даже на своем сайте. Если заняться этим вопросом скурпулезно, то можно рассчитать и составить воронку продаж сайта за какой-то период, например за полгода. И увидеть какое количество посетителей ведет к итоговым продажам. Так называемая критическая масса, или преодоление уровня "несуществования". Ниже этого значения просто никогда не будет покупок. Поэтому увидя этот разрыв, можно взять и увеличить количество бюджета в нужное количество раз, и продажи пойдут. В основных случаях, это дело профессионализма: правильная настройка продвижения и сайта, сделает так что продажи обязательно будут идти.

Вобщем сейчас эффективность сайта, это то, ради чего он создается. Поэтому думайте в первую очередь не том, сколько вам нужно потратить, а о том, сколько вам нужно заработать. Правильные инвестиции всегда приносят прибыль. Ведите аналитику и отчетность, и у вас все получится. Успехов!

вверх