(4212) 470-300 25-30-85
Перезвоните мне

В преддверии наступающего международного женского праздника электронный журнал "Реальные истории малого бизнеса" взял интервью у нашего владельца Важниной Светланы.

Те времена, когда бизнес считался сугубо мужским делом, неминуемо остаются позади. Смело, уверенно, а главное – красиво женщины завоевывают все новые мужские (в традиционном преставлении) профессии. Очаровательная и на первый взгляд такая хрупкая Светлана Важнина является основателем и руководителем компании Web Alternative – успешным разработчиком интернет-сайтов. О том, как ей это удалось, читайте в нашем интервью.

– Светлана, расскажите немного о себе, где получали образование и как попали в сферу информационных технологий?

С.В.: Я окончила лицей информационных технологий и художественную школу с отличием. Поступила в ДВГУПС на специальность «Системы автоматизированного проектирования». С детства любила творчество, особенно мне нравилось рисовать. Собственно, поэтому я и пошла в художественную школу. А еще мне всегда легко давалась математика, я с удовольствием решала сложные задачи.

Помню, я была в девятом классе, когда стал появляться Интернет. Это были медленные подключения по дорогому почасовому тарифу. Тогда я впервые узнала, что такое сайты, и меня это сразу захватило! Потому что с одной стороны – это новейшие технологии, в которых нужно применять логику и нестандартный подход к задачам, и в то же время это дизайн, эстетика, возможность создавать и творить. А еще это было чем-то новым и неизведанным.

На втором курсе университета я устроилась на работу в одну из ведущих на тот момент веб-студий Хабаровска. Там я проработала дизайнером два года и поняла, что мне такой стиль работы совсем не нравится.

– А что именно вам не понравилось?

С.В.: Всем было все равно, какой продукт получался в итоге. Часто бывало, что я сильно вкладывалась в дизайн, старалась, но, зайдя через некоторое время на сайт, видела, что там все по-другому. Сайты чаще всего получались получались не такими, какими были задуманы: неудобные и незапоминающиеся, плохо работающие, а еще клиентам нередко грубили… в общем, мне не хотелось работать в такой компании.

Я была на четвертом курсе, когда встал вопрос о прохождении производственной практики. Так как я не люблю делать бесполезную работу, то проходить практику "для галочки" мне совсем не хотелось. И тут я подумала: а почему бы не создать ИП? Зарегистрировалась, написала сама себе справку о прохождении практики, которую у меня деканат скрипя зубами, но все-таки принял. Компанию мы создали вместе с другом, который занимался технической составляющей, а я была ответственной за дизайн. После практики решили продолжить нашу деятельность. Нам помогали одногруппники: искали для нас клиентов, мы с партнером сильно демпенговали.

Но постепенно клиенты сами стали находить нас. Мы тогда учились на пятом курсе, отвечали на звонки, выбегая из аудитории, вторую половину дня посвящали работе.

Окончив университет, мы поняли, что надо двигаться дальше, и сняли офис. Это были наши первые крупные вложения.

– Не страшно было начинать?

С.В.: Да нет, сейчас страшнее (смеется). Начинать обычно не сложно, ответственности у тебя еще никакой нет, в любой момент можно все просто бросить. Тем более, что большие финансовые вложения нам поначалу были не нужны. Сейчас у нас сотрудники, имидж, репутация – есть что терять. Если сделаешь что-то не так – подведешь других. А тогда подводить было некого, только себя. А с собой обычно легко договариваешься.

– Какие сложности возникали в начале деятельности?

С.В.: Сложности были все время и продолжаются до сих пор. Нам скоро исполнится семь лет, и первые пять из них сложностей было очень много, потому что не хватало знаний. Мы умели хорошо делать наш продукт, но не знали, как управлять компанией: как сделать так, чтобы люди в ней задерживались, чтобы им хотелось здесь работать, как находить грамотных специалистов, обучать их, как сделать так, чтобы о нашей компании узнали, как привлекать клиентов… В компании всегда есть текущие сложности, и когда у тебя нет соответствующих знаний, ты просто не понимаешь, за что хвататься.

– И как вы разобрались с этим?

С.В.: Стала обучаться, пошла в школу бизнеса. Окончила ее прошлым летом, и поняла, как правильно должна работать компания. Проблем меньше не стало, но зато появилась технология быстрого поиска их решений. Создалось понимание фундаментальных основ компании: кто такой владелец, кто такой директор, кто такой руководитель, и чем они все друг от друга отличаются; как правильно должны проходить потоки в компании; как делегировать полномочия сотрудникам, сделать так, чтобы они верили в нашу цель и продукт, обучали новых сотрудников, чтобы они могли работать не только как роботы, исполняя четкие инструкции и ожидая моего одобрения, а сами принимали решения в различных вопросах и становились в них более компетентными.

сж

– Как собралась ваша команда? Сколько сейчас человек задействовано?

С.В.: В штате у нас десять человек и еще пять на фрилансе. Практически все эти люди собрались за последний год. Когда знаний не хватало, была постоянная смена кадров. Не было понимания, как удержать сотрудника, я не знала, что ему нужно продавать его будущее, ставить общие цели, рисовать картины того, к чему мы стремимся и куда идем вместе. Принцип был только один: «Вот работа – делай». Так что сотрудники просто выполняли свои обязанности, но все время думали, что где-то лучше, что здесь нет будущего, и в итоге уходили.

У каждой компании должна быть цель. Эта цель была у меня в голове (развивать бизнес наших клиентов с помощью Интернета и новейших технологий), но ни с кем из сотрудников я ей не делилась, я просто говорила им: «Хорошо работай!», а зачем это делать – никто не знал.

Когда я стала подходить к найму сотрудников по-другому – рассказала, что у нас есть общее дело, что мы работаем в команде, что каждый сотрудник производит продукт, а не просто ходит не работу, что мы хотим стать образцовой компанией, задавать стандарты в области веб-дизайна – вот тогда и нашлись единомышленники. Если в голове у руководителя кавардак, то сотрудники вряд ли будут задерживаться в его компании.

– Такой успех связан с вашим обучением?

С.В.: Именно. До этого компания тоже развивалась, но потихонечку. Сейчас наш рост можно назвать гораздо более глобальным: переехали в новый офис, сотрудников стало в два раза больше, работы тоже стало больше, а сами проекты – серьезнее. Сейчас мы себя позиционируем как веб-разработчик сложных проектов: это интернет-магазины, корпоративные сайты, которые включают в себя различные автоматизированные бизнес-процессы и т.д.

– То есть вы беретесь не за все заказы?

С.В.: Не за все. Мы не работаем с шаблонными сайтами, а осуществляем только индивидуальную разработку с нуля.

– Какие направления деятельности существуют у вашей компании?

С.В.: Основное направление – это разработка сайтов. Это 90% дохода. Второе – продвижение сайтов в Интернете: раскрутка до первых позиций, контекстная реклама и т. д. Сейчас одна из моих задач как владельца – это пиар компании. Как оказалось, по независимым рейтингам мы на первом месте. В прошлом году я выиграла конкурс «Лучший предприниматель года» в сфере IT-технологий в Хабаровском крае. Вошли в тройку в интернет-премии «Стерх» по Дальнему Востоку. В рейтинге Рунета мы также входим в тройку в нашем регионе. Получается, что мы опережаем другие хабаровские компании по качеству создаваемых сайтов и их количеству, но так как пиаром мы раньше не занимались вообще, нас почти никто не знает. На слуху у хабаровчан другие компании-конкуренты, а на деле лучший продукт производим мы. Поэтому сейчас мы занялись проведением семинаров, обучением клиентов – рассказываем, что мы умеем, и заодно делимся полезными знаниями.

934930 329799650483591 1011285187 n

– О чем рассказываете на ваших семинарах?

С.В.: Есть много интересных тем. Например, недавно мы провели семинар по методам продвижения сайта. Многие руководители бизнеса знают, что сайт надо создать, а что его нужно еще и продвигать – об этом на Дальнем Востоке не все задумываются. А те, кто задумываются, не знают, как это делать. Или, например, в «Клубе начинающих предпринимателей» мы анализировали реальные сайты, указывали на ошибки и т.д. А скоро у нас пройдет мероприятие, посвященное такому инструменту, как landing page – продающая страничка. На западе это уже довольно популярный недорогой способ увеличить продажи компании, а здесь о нем мало кто слышал.

– Откуда сами узнаете о модных западных течениях?

С.В.: Читаем, следим за обновлениями авторитетных ресурсов, посещаем различные конференции, например, в этом году мы ездили на крупнейшую российскую конференцию веб-разработчиков в Москве.

– У вас много конкурентов?

С.В.: Компаний, создающих сайты, очень много. Это довольно популярная сфера деятельности, мы часто наблюдаем, как возникают молодые компании, но большинство из них через год-два закрывается. Компаний, которые на рынке также давно, как и мы, примерно пять. Из них сайты примерно такого же уровня делают одна-две компании.

– В чем ваше преимущество перед ними?

С.В.: Во-первых, надежность. И это не просто слова: если мы беремся за дело, мы его завершаем, никогда не бросаем наших клиентов на полпути, а если в процессе работы сайта случаются какие-то поломки, мы всегда их исправляем и делаем это бесплатно. Надежность – это наше кредо.

Во-вторых, индивидуальный дизайн. Все остальные компании в Хабаровске могут делать сайты по шаблонам, мы принципиально отказываемся от этого.

В-третьих, мы передаем клиенту авторские права, можем предоставить все коды, записать сайт на диск, если надо.

– Сейчас какие-то сложности есть у компании?

С.В.: Основные сложности – это всегда люди. Любой бизнес опирается на людей. Хочется производить качественный продукт, поэтому все время идет работа над повышением компетентности сотрудников, решением каких-то конфликтных ситуаций и т.д.

Ну и не забываем о том, что надо развиваться. Например, до недавнего времени у нас вообще не было отдела продаж, все клиенты приходили к нам сами. Сейчас мы как раз занимаемся созданием этого отдела.

– Как обучаете сотрудников?

С.В.: Конкретно мастерству разработки сайтов мы не обучаем, это скорее вопрос саморазвития самого сотрудника. Мы ведем еженедельную статистику работы сотрудников, составляем графики, по которым анализируем, где сейчас происходят проблемы и почему. И начинаем с этими проблемами бороться – в этом помогают руководители, если не справляются руководители – помогаю я.

– К чему стремится ваша компания?

С.В.: У меня есть представление о том, какой должна быть компания. Для того чтобы этого достичь, должны появиться сотрудники, которых у нас нет. Так что мы сейчас сосредоточены на увеличении оборотов и расширении компании.

Как только мы сделаем идеальную компанию в Хабаровске, можно будет подумать о том, чтобы открыть офисы в других городах и регионах. Или написать стандарт работы и создать франшизу, что было бы даже интереснее, ведь это значит, что уже другие люди загорелись твоей идеей.

А еще есть желание делиться своими знаниями,  рассказывать другим предпринимателям о том, каких ошибок можно не совершать и что делать в той или иной ситуации. Ведь, не имея знаний, можно делать ошибки все жизнь. Но жизнь одна и она коротка, гораздо приятнее ее тратить не на ошибки, а на реальные достижения.

– Кто ваши клиенты?

С.В.: Это малый и средний бизнес, в основном – хабаровские компании. Но в последнее время получаем заказы из Москвы, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре.

– К вам обращаются даже из Москвы?

С.В.: Да, дело в том, в Москве цены на подобные продукты гораздо выше. Как-то к нам обращались даже из США и Израиля.

Есть и постоянные клиенты, которые у нас заказывают уже третий сайт подряд. Для нас это, конечно, радость – значит, мы делаем свою работу хорошо.

– Тяжело ли быть женщиной в бизнесе?

С.В.: Одно время я долго задавалась этим вопросом. Часто слышишь мнение о том, что бизнес – это не женское дело. И в чем-то это действительно правда, ведь необходимы напористость, решительность и другие качества, которые в основном присущи мужчинам. Большинство моих подчиненных – мужчины, наши основные заказчики – владельцы бизнеса – опять-таки тоже мужчины. Сейчас я понимаю, что проблемы в этом нет. Женщина так была устроены природой, что успевает делать много различных вещей одновременно, ее цели отличаются от целей мужчин, в чем-то они могут быть не так глобальны, но быть решительной, и оставаться при этом гибкой – это не проблема.  Зачем примерять на себя чужую роль? Большинству мужчин даже приятно работать с настоящей женщиной, а не с мужиком в юбке. Когда пришло такое понимание – ушло переживание о том, какой надо быть на переговорах – мягкой или жесткой, воевать или не воевать.  Нужно быть собой. Я – женщина и я горжусь этим. Женщина – это символ понимания, культуры и доброты. И истинные мужчины это тоже понимают и принимают.

Конечно, семье, дому я тоже должна отдавать свое внимание, а не посвящать все свое время работе, какой бы важной она ни была.

– Получается?

С.В.: Получается, очень строгий тайм-менеджмент, после 18-ти часов стараюсь не работать.

– Светлана, дайте совет начинающим.

С.В.: Самый важный совет – брать и делать. Не надо много рассуждать, думать, потому что в этом состоянии рассуждения человек может остаться очень надолго – год, пять лет. Я такие ситуации наблюдаю постоянно. Многие вопросы будут решаться по ходу вашего развития, а не которые, может быть, вообще не возникнут. Мне нравится фраза: «Проблемы нужно решать по мере их поступления!».

И конечно, учиться у более успешных и сильных. Изучать литературу – время идет, все очень быстро меняется, надо успевать за появляющимися тенденциями. Часто люди думают, что они все знают. На самом деле – это большое заблуждение.

25-30-85