Мысли вслух «Субъективное представление в вопросах дизайна» …

Порассуждать на эту тему хотелось давно, и вот почему-то под конец рабочего дня руки зачесались и я пишу.

С детства мне нравилось создавать что-то красивое. Уже сидя на горшке я сидела и «мулевала» красками свои первые «шедевры». Затем поступила в художественную школу, отучившись 4 года закончила ее. Это были прекрасные времена, когда воплощаешь в жизнь все, что хочется именно тебе. А потом несколько лет спустя, началась моя работа в сфере web-дизайна. На сегодняшний день в этой сфере я уже 9 лет, и я все еще продолжаю любить ее. Ведь именно web-дизайн – это то, направление, которое граничит на стыке творчества и новейших информационных технологий. Это дело, которое помогает одновременно задействовать технический потенциал мозга и сочетать его с чувством эстетики и гармонии. Именно поэтому я люблю свою работу, создавать что-то полезное, нужное, и вместе с тем, красивое и современное, что может быть лучше?

Но когда ты создаешь работы не для себя, а для своих Заказчиков, тут возникаем некий конфликт… Когда то, что хочет Заказчик совсем не согласуется с тем чувством прекрасного, что есть у тебя. И так происходит очень часто. В итоге процесс разработки дизайна страницы у некоторых сайтов затягивается вместо 2х недель на несколько месяцев. Ведь проект-менеджер и дизайнер пытаются, все-таки найти какой-то баланс: оставить заказчика довольным и постараться отстоять мнение, разработать что-то эстетичное даже в условиях, когда это практически невозможно.

Существует 2 способа работы с Заказчиками:

  1. Идеальный вариант – когда клиент говорит. Я – не профессионал, полностью полагаюсь на ваш взгляд. Делайте так, как считаете нужным, учитывая только функциональные особенности сайта. В таких случаях мы уточняем: «Вы уверенны?». Ведь это будет означать, что Заказчик практически не имеет права вносить никакие корректировки в создающийся дизайн, а если и будет хотеть, то они будут вноситься только, если с ними согласиться дизайнер и действительно увидит в них здравое зерно или еще один новый взгляд.

  2. Более распространенный вариант – когда Заказчик четко объясняет по полочкам то, что ему нужно. Прописывает конкретное задание, вплоть до того, где он хочет, чтобы были расположены какие-то элементы, как расположены, какого размера и т.д. В таком случае, дизайнерский креатив работает в более строгих рамках. Теперь его решение сводится к тому, чтобы суметь сотворить что-то интересное в условиях поставленной задачи.

Оба варианта имеют место быть, когда они существуют отдельно друг от друга и не смешиваются. В первых случаях – обычно рождается какое-то более нестандартное и креативное решение. Во вторых случаях, решение наиболее точно удовлетворяющее потребности Заказчика. Трудно, сказать какой вариант лучше, но если дизайнер действительно грамотный и имеет хорошее портфолио, я бы рекомендовала рискнуть и попробовать первый вариант.

Но, что же делать, когда, О БОЖЕ, Заказчик согласившийся работать с тобой по варианту №2, после долгой работы, нескольких эскизов и кучи правок, вдруг начинает говорить, что он не видит никакой работы дизайнера, и почему нет творчества и новых идей от дизайнера в совсем другой манере? А ведь еще месяц назад он говорил, что все должно быть только так, как хочет он, сам лично «тыкал» и расписывал каждую правку на сайте, а потом после нее, присылал еще 10 новых правок, уже совершенно в других местах, а на наши советы, что мы то можем сделать все, что угодно, но только так делать настоятельно не рекомендуем, отвечал: «Нет! Нужно обязательно вот сюда вставить вот такую вот штуку обязательно фиолетовую и в крапинку»

И вот, бедный проект-менеджер садит перед собой уже полностью вымотанного клиента (еще более вымотанный дизайнер при этом сидеть рядом уже не хочет), и пробует договориться про новые правила игры, ведь после стольких часов потерянного времени он все-таки хочет произвести свой продукт, и выпустить в свет утвержденный дизайн сайта. Он садит клиента и говорит:

- Уважаемый, Иван Петрович, вы хотите увидеть работу профессионала, чтобы мы действительно сделали свой вариант дизайна страницы сайта, так как видим его мы?

- Конечно, вот я и жду, когда вы проявите инициативу и сделаете именно ваш вариант!

- Ок, тогда давайте попробуем сработать по-другому, сейчас мы сделаем совершенно новый вариант, там не будет никаких плюшек «фиолетовых в крапинку», не будет никаких лишних элементов, которые не несут в себе никакого смысла, мы все это уберем!

- Как?, - отвечает испуганно клиент!, - Но обязательно должно быть хотя бы солнышко, солнышко – это символ радости, он обязательно должен быть у солидной компании!

И вот тут клиенту уже строго объясняешь: «Понимаете, что если мы будем вставлять солнышки, цветочки, бантики, то символ радости то, конечно, будет, но солидностей тут пахнет не будет никогда! Это замкнутый круг. Тогда все будет то же самое, как мы делали до этого!»

И в итоге начинается тупик…

Отчасти это грустно… С одной стороны, я понимаю, что видимо чувство прекрасного у каждого свое, ведь все люди разные, ездят на разных машинах, одеваются в разную одежду, и даже, если на твой взгляд, это полная ерунда, но им-то так нравится, они так живут всю жизнь… Но блин, ты-то точно чувствуешь, что по идее, есть какая-то общая гармония, ведь ты точно знаешь, что умеешь ее чувствовать, ты точно знаешь, что ты видишь оттенки всех цветов и то, как они сочетаются друг с другом, и что за сочетания некоторых цветов можно и «жизнь отдать», а также и то, что если вокруг тебя «умереть как красиво», то это вдохновляет тебя день ото дня, что только ты и еще немногие вокруг чувствуют это точно также, что у тебя столько счастья от того, что, блин, это так восхитительно!… И хоть остальные это также не чувствуют, но знают, что к тебе можно обратиться за помощью в вопросе дизайна, можно попросить выбрать им обои, платье, продумать сочетание цветов в квартире и т.д…. то есть где-то на подсознательном уровне остальные люди понимают, что тоже хотят, чтобы их окружала эстетика, но у самих них, так сделать не получится… Что, по сути, является негласным подтверждением того, что все-таки вкус у тебя есть на самом деле…

И что же делать тогда, если ты знаешь, что действительно то, что просит Заказчик, никогда в жизни не будет смотреться, но здесь нужно быть профессионалом, если он хочет, чтобы ты предложил все на свой взгляд, но обязательно вставил его «фиолетовую в крапинку плюшку», что делать в таком случае? Если такое решение заведомо обречено на неудачу? Ведь ты знаешь, что ни при каких ухищрениях, такой вариант не сработает…

Получается, что нужно либо идти против себя, говоря, что это красиво и делать это, хотя сам ты в это не веришь, потом никогда не показывать эти работы в портфолио и стараться это не вспоминать…

Либо разрывать отношения с таким Заказчиком, даже несмотря на всю его именитость, крупность, и будущие нехорошие рекомендации всем его знакомым…

Каждый свой путь выбирает сам, но чувство справедливости, мучает всех творческих людей, когда их старания не оценивают, когда окружающие не могут понять и разделить их счастье от созданного творения, ведь когда они созерцают его, они чувствуют, что стоят у истоков чего-то действительно важного!

п.с. имена и названия в статье вымышленные, просто вдруг навеяло и захотелось поделиться.

Светлана Важнина,

директор студии "WEB ALTERNATIVE"

вверх