Построение эффективной команды. Компания, в которой хочется работать.

Как и обещала тему недавнего семинару оформлю в виде заметки, авось кому полезно будет почитать мою структурно изложенное мнение.

На мой взгляд построение любой компании можно рассмотреть с 2х сторон: с точки зрения выстраивания бизнес-процессов и с точки зрения подбора правильных людей в этих бизнес-процессах. Я бы сказала, что есть как бы внешняя составляющая - компания, и внутренняя - команда. Поэтому опишу эти 2 блока отдельно.

1. С чего начинается сама компания?

1.1. Цель компании и видение ее владельца


 
Светлана Важнина
Светлана Важнина
Любая компания когда-то рождалась с идеи человека, стоящего у ее истоков. С его мировоззрения. То есть внутри себя он сформировал какую-то идею или цель, которая вдохновляет его самого. И просто начал делать то, во что верил. Вдохновляя этой целью окружающих.

 
Притом то, насколько сильная цель у владельца компании, насколько он правильно доносит ее до своих сотрудников, насколько он показывает им их будущее, совместное будущее их и компании, насколько он сам верит в эту цель – напрямую зависит то, как эту цель будут принимать сотрудники, работающие в этой компании. Если владелец сам пыхтит, как паровоз, и постоянно напоминает, о том, для какой цели они все вместе работают, если он замечает все их успешные действия, если постоянно показывает, что у компании прогрессивная динамика, то постепенно сотрудники вовлекаются в работу компании и начинают принимать цель компании, как свою. И тогда они уже начинают быть частью этой цели и нести ее знамя, так же как владелец компании.
 
Например, цель моей компании "WEB ALTERNATIVE" звучит так: "Создание имиджа и развитие бизнеса наших клиентов с помощью Интернета".
 
Если цель компании в голове только у ее владельца – это не лучший вариант. Цель компании должен понимать каждый сотрудник, и он должен обязательно верить в нее. Ведь иначе владелец так и будет тащить все на своих плечах, а сотрудники будут просто ходить на работу, не сильно понимая для чего это нужно, ну кроме денег разве что. Каждый же человек, который вместе с ним поверил в его идею и в его компанию, начинает как вирус заражать других – клиентов, своих знакомых, которые возможно, затем приведут людей, которые захотят работать в этой компании. Поэтому наличие общей цели – это главная вещь, которая сплачает команду воедино. Люди в компании могут быть совершенно разными и не похожими, но общая цель, в которую они действительно верят – самый мощный инструмент мотивации и желания работать.
 

1.2. Продукт компании, который она предоставляет обществу


Помимо цели компании, самое главное с чего начинается и продолжается ее работа – это продукт, который она дает обществу, то есть то, что компания производит. Продукт обязательно должен быть ценным, полезным, важным. И каждый сотрудник компании должен хорошо понимать, в чем заключается продукт компании, и где находится лично его место в создании этого продукта. Какова его роль в этом процессе.
 
Получается, что в компании, должны быть выстроены правильные потоки. Откуда, куда, каким образом движутся частицы: информация, люди и т.д. По сути движение частиц в компании, связанных с производством самого продукта компании -  это и есть структура компании. Например, если мы разрабатываем сайты, то мы хорошо понимаем весь процесс производства нашего основного продукта – сайта. Мы знаем, что сначала мы ищем людей, способных делать сайты, затем делаем какое-то продвижение нашей компании, чтобы к нам пошли отклики за разработкой сайта, затем мы продаем сайт, получаем деньги, и начинаем производство сайта, которое состоит из нескольких ступеней: разработка дизайна, программная реализация, наполнение сайта информацией и т.д. Так мы подходим к следующему важному понятию – структуре компании.
 

1.3. Структура компании  как единый организм (организующая схема)


 
 То есть, если мы хорошо понимаем, что должно быть, чтобы она работала полноценно и правильно могла развиваться, нужно, чтобы в ней все процессы происходили правильно. По сути организующая схема компании - это правильно выстроенные потоки для производства этого самого продукта компании, который она предоставляет обществу. Чем быстрее и слаженнее идут потоки - тем эффективнее работает компания. Понимая правильную структуру компании, мы начинаем понимать, какие должности нам будут необходимы в компании (а должности – это уже посты, которые занимают люди). Теперь мы подходим к внутренней составляющей компании - то есть команде людей.

2. Работа в команде и правильные люди

2.1. Структура компании как единый организм


Команда "WEB ALTERNATIVE"
Команда "WEB ALTERNATIVE"
По другому можно сказать, что организующая схема компании – это как отдельная часть живого организма, который если все настроено правильно работает синхронно и слаженно. Если от организма оторвать руку, то с одной рукой жить можно, но это будет менее эффективно.

Если посмотреть, на компанию с точки зрения организма, то организму нужен каждый орган, пусть даже парный. Можно сказать, что у каждого органа свои свойства – будь то отдел продаж, производство, финансы или найм персонала. То есть каждая должность в компании должна содержать 1-2 главных характеристик, которые свойственны именно ей. Если мы формируем компанию как одну эффективную команду людей, то должно быть так, чтобы каждый сотрудник дополнял эту компанию. То есть брал на себя определенную функцию органа в организме. То есть на место ноги сложно поставить глаз и т.д.Например, если нам нужен в компанию программист – то это обязательно усидчивый человек с аналитическим складом ума. Он может быть угрюмым, необщительным. Но именно он не заменим на посту программиста.

Если же мы хотим этого же человека оставить в производстве но поставить на должность проект-менеджера. Это человек, который ведет проекты,  50% времени общается с Заказчиками, а 30% времени с командой. То в результате мы получим некачественный продукт у проект-менеджера. Потому что угрюмый необщительный проект-менеджер будет плохо производить свой продукт.


Или же например у нас в компании есть менеджер по продажам. Это общительный, активный человек, который любит добиваться. И больше любит все новое: новые клиенты. Подписал договор, побежал дальше, подписал – побежал. А проект-менеджер – это человек, который находится в долгих циклах, он скурпулезно проверяет проекты. Если например предложить перевести менджера по продажам на проект-менеджера, в результате через некоторое время он там умрет. Ему будет постоянно хотеться чего-то нового, будет хотеться что-то менять.
 

2.2. Найм "той самой команды"

Поэтому первоначально задача сводится к найму «правильных» людей. Это означает, что на каждую должность в компании должен подходить человек определенного типажа. Притом на большинство должностей важны именно не знания или опыт (исключения составляют, наверное, врачи или программисты), а именно результативность человека в жизни и личностные качества человека.


Например: если это менеджер по продажам – то это должен быть человек любящий людей, если это финансист – то это должен быть усидчивый человек, не обязательно любящий людей. Есть люди которые должны быть внимательными. А есть люди, где внимательность не самое важное качество.
Если уже на этапе собеседования вы будете рассматривать кандидата, как определенный набор качеств в нем, то вам будет легче не ошибиться в выборе. Иногда нужно просмотреть большой поток людей, чтобы найти нужного человека,
 
Таким образом именно наличие правильных людей в команде расставленных на соответствующие должности обеспечивает правильную настройку организма. То есть это определенный подготовительный этап. Нужные люди на нужных местах – это и есть эффективная команда.

2.3. "Производство - основа боевого духа"

Получается, что сейчас у нас есть команда подобранных людей. Есть организующая схема компании, которая показывает правильность всех бизнес-процессов и отражает связь всех этих людей друг с другом. Есть общая цель, которая их объединяет и вдохновляет. И в соответствие с этой целью они все вместе производят ценный конечный продукт.
 
В принципе уже почти все идеально. Все очень даже здорово. Только не хватает еще одного маленького момента, который действительно сплочает команду воедино, и про который все часто забывают. Это наличие общей проблемы у сотрудников. Вы думаете, что команду вместе сплачивают тимбилдинги? Нет, команду сплочает общая проблема, которую нужно решать и большое количество дел, которые им нужно выполнять. Распри, непонимание и т.д. – чаще всего случаются там, где сотрудники не завалены работой, а имеют большое количество свободного времени, а ведь им надо куда-то девать свою энергию и они направляют ее на «колупание». Все что нужно делать, для того, чтобы такого не было – это постоянно нагружать сотрудников большим объемом работы (я здесь имею ввиду, не то чтобы заваливать его). Но он должен знать всегда, что работа есть, что ем унельзя останавливаться. И по сути так он начинает чувствовать себя полезным, что его труд действительно нужен всей команде и без этого нельзя. Это и есть отражение знаменитой фразы «производство – основа боевого духа». Когда все нацелены на общее дело и у каждого есть план работ на ближайшее будущее, у команды не остается выхода кроме как работать вместе. К тому же это они сами начинают подпихивать и подгонять друг друга, а не вы. Они их, будут сами остро реагировать на лентяев и либо менять их, либо выкидывать за борт.
 
Именно поэтому к себе в компанию, мы уже заведомо берем людей только тех, кто хочет работать. У кого глаза горят. А не тех, кем сейчас просто нужно заткнуть дыру. И это знает каждый сотрудник, работающий у нас. И помимо испытательного срока каждый проходит еще бесплатную стажировку, во время которой он бесплатно выполняют какую-то работу, а мы оцениваем его как будущего сотрудника. Таким образом человек получивший место, уже будет ценить его гораздо больше. И любой сотрудник знает, что каждый из его команды набран таким образом. Что все прозрачно и по честному.

2.4. Умелое руководство. Честность и открытость.


 
 Когда у вас в компании все прозрачно, когда ясно кто за что отвечает, за какие результаты начисляются бонусы, то у людей нет причин для выдумывания. Факты – это с чем сложно поспорить, а если эти факты измеряются в цифрах, то тем более. Поэтому честность компании перед сотрудниками и сотрудниками друг перед другом очень важная штука. Если все видят прибыль компании, если все видят ее траты, если сами могут принимать участие в распределении денег, если видят у кого как начисляется зарплата, то тоже не остается поводов для сплетен. Это мотивирует людей на показание действительно высоких результатов.
Чтобы разгонять скорость и потоки в компании нужно устраивать какие-то игры. Нужно продумывать различные системы мотивации, как денежные так и не денежные.

Пример: 5 месяц назад мы в отделе программирования ввели правильную систему зарплаты, за это время объем выполняемых ими работ увеличился в 2 раза. Вводя игры на стимулирование лучших продавцов вы будете поощрять успешные действия. Мы получаем то, на что направляем внимание.

Создание дружеской доверительной атмосферы также важно для любого члена команды. Если каждый сотрудник будет знать, что он полностью сам причина в любом действии и способен влиять на проблемы, то это будет делать его более ответственным и сильным. Это будет давать ему ощущение важного звена в команде, а не просто рабочего, которым командуют. Если будут знать, что руководитель - это человек который реально помогает вопросом, делом, обучением и т.д. – то такого руководителя будут уважать, с таким будут хотеть работать.

По данным Forbes: 80% сотрудников уходят из-за плохого босса, а не из-за плохой работы.
Имеется ввиду не только главный босс, но и начальники отделов. Не нужно замыкать власть на себе как на боссе, нужно оставлять причинность и ответственность за свою деятельность людям. Тогда они будут чувствовать свою нужность и полезность. И будут хотеть развиваться и идти дальше. Не стоит гнобить людей или постоянно тыкать, где у них что не так. Нужно видеть и взращивать в людях сильные стороны. Это качество присуще не многим начальникам и его тоже надо развивать в себе.
 

Краткие выводы.


Вроде бы все и банально, наверняка, большая часть людей не увидит в этом ничего нового. Но как показывает практика, простые решения мы чаще всего и не замечаем. Раз это просто - то не сложно и применять у себя. Поэтому, дорогие владельцы и руководители, применяйте. И ваша компания будет радовать вас все большими результаты. Удачи!

Светлана Важнина,

владелец и директор студии по созданию индивидуальных сайтов "WEB ALTERNATIVE"

вверх