Как техническое задание сэкономит ваше время и нервы при создании сайта



Начнем, пожалуй, с того, что же вообще такое - техническое задание на разработку сайта?

Техническое задание на разработку сайта - это документ, являющийся основным приложением к договору на создание сайта , в котором детально описываются все важные особенности (как по дизайну, так и по технической части) по которым будет осуществляться разработка.

"Зачем тратить на это время и деньги, если я и так знаю, чего хочу", - обычно так думает Заказчик, еще только приступая к созданию интернет-проекта.

Предыдущие 7 лет жизни нашей компании мы думали абсолютно так же. Обычно мы стараемся экономить финансы Заказчика, не предлагая ненужные услуги, ведь со временем Заказчик начинает разбираться в нюансах веб-разработки и будет отлично понимать, если веб-студия "обвела его вокруг пальца".

Так мы и жили эти 7 лет с мыслью о том, что помогаем нашим клиентам сэкономить финансы, при этом тратя колоссальное количество нервов и времени Заказчика, потому что, вместо заявленных трех месяцев, некоторые клиенты получали свои проекты через полгода, а иногда и через год. Печально, но это так. Помимо неоправданных ожиданий клиента и потери доверия к нам, как к разработчику, наша компания существенно теряла в прибыли. Проекты, которые с виду стоили довольно-таки немаленьких сумм, по итогу часто производились в минус для нас по количеству затраченных на них часов.

Думаю, эта небольшая заметка поможет заказчикам и начинающим студиям избежать подобных ошибок и потери времени в будущем.

Почему так происходит и как техническое задание действительно влияет на скорость разработки сайта, расскажу ниже.

Если говорить о создании небольших сайтов, информационных или презентационных сайтов-визиток, то создавать специальное техническое задание в таком случае обычно не имеет смысла. Начать работы можно после заполнения небольшого брифа (специальной анкеты), где будут указаны основные требования Заказчика к дизайну, структуре и функциям сайта. Делается это обычно бесплатно, при первой встрече с клиентом. 

Если же речь идет о создании интернет-магазина или крупного корпоративного сайта, то работа без технического задания будет похожа на ходьбу по минному полю как для разработчика, так и для самого клиента. 

"Почему?", - первый вопрос, который обычно задает клиент. "Я ведь и так знаю, какой сайт я хочу. Мне нужен проект по типу ...имя сайта.ру...".

Семилетняя практика работ в таком духе показывает, что двух одинаковых сайтов не существует. В каждом проекте свои отличия, потому что индивидуальные сайты всегда являются частью какого-то бизнес-процесса клиента, а у каждой компании эти процессы свои. Заказчик никогда не может сразу предположить все нюансы с которыми он столкнется в ходе создания веб-ресурса. Например, у каждого интернет-магазина уровень вложенности каталога товаров свой, у каждой компании каталог в программе 1С построен уникальным образом, личные кабинеты в корпоративных сайтах у всех свои, заявки работают и отправляются по разному, алгоритмы поднятия и выделения объявлений на порталах также свои.

Каждый раз слова "Мне нужно, как ...." выливаются в то, что потом клиент говорит: "Нет, вот здесь я думал, что будет по другому". А ведь веб-разработчик - не предсказатель, он не может на этапе первого просчета сайта понять, что бы еще мог предполагать в нем Заказчик. Если поставлена задача "Копать быстро", разработчик обычно "Быстро копает". 

Техническое задание предполагает целый комплекс первичных работ по проектированию сайта. Практически любой клиент начинает добавлять какие-то свои пожелания и условия на разработку сайта. Если первоначально это все не спроектировать, а просто заложить в смету, как говорится, "на глаз", то во время самой разработки часто возникают ситуации, что, оказывается, в такой сайт, пример которого был в начале, просто физически уже невозможно внедрить какие-то другие пожелания, потому что структура хранения баз данных этого не позволяет, будет иметь какие-то ограничения, существенным образом "тормозить" работу сайта или будет неудобной для пользователей.

Другая сторона создания технического задания (далее ТЗ) - клиент вместе со специалистом буквально "проживает" весь свой будущий сайт. И это не просто слова. Проект менеджер затрачивает на создание ТЗ примерно 3-4 недели, предлагая во время работы клиенту различные варианты работы каждого модуля (функции сайта), а так же любые идеи, которые возникают у него по ходу работ.

В свою очередь, у клиента так же могут появиться новые пожелания. Какие-то функции сайта отпадают за ненадобностью, а зачем Заказчику переплачивать лишнее, если оказывается, что конкретно ему этот модуль не будет приносить совершенно никакой пользы. Попутно все идеи клиента менеджер проекта обсуждает с дизайнером, верстальщиком, программистом, чтобы в будущем не получалось, что какую-либо вещь реализовать невозможно.

На этом же этапе клиент предоставляет все необходимые для анализа сведения: вариант своей выгрузки каталога из 1С, данные по формулам в калькуляторах расчета, необходимые поля в заявках, варианты своего программного обеспечения (например, электронные цифровые подписи), прописывает, что именно должно быть в его карточке товара, продумывает, где он потом будет брать описания для 15 000 товаров, фотографии к ним, отзывы клиентов. За месяц работ по предварительной подготовке к разработке сайта у клиента складывается четкое представление, что будущий сайт - это не просто написание программы по примеру, это большой труд, часть которого будет лежать и на нем самом. У нас даже был случай, когда после разработки ТЗ клиент отказывался от создания проекта, потому что итоговый проект получался очень трудоемкий и дорогостоящим, и компания поняла, что на данный момент она просто не готова к таким работа (нет соответствующих специалистов, времени и других ресурсов). 

Кто-то скажет: "Ну и смысл? Вы же потеряли клиента, а так бы уже получили хотя бы предоплату за сайт". Но, знаете, это не в наших интересах - выдавать заказчику "недопродукт", ведь вряд ли он потом обратится к нам вновь или порекомендует нас своим друзьям-бизнесменам. Пусть лучше клиент осознанно поймет, что он пока не готов к такой работе, ему нужно накопить соответствующие ресурсы и придет к нам через год, но потом работа по созданию сайта займет у него четко запланированное время, чем весь этот год мы тянули бы резину с двух сторон, ошибались, ругались и обе стороны думали: "А зачем мы это затеяли?"

Помимо всего вышесказанного, работа веб-студии и компании-клиента по созданию технического задания - это и есть вложение ответственности со стороны клиента в будущий проект.

Опыт внедрения в проекты технических заданий показал, что пока шла долгая работа над его проработкой, клиент взял на себя ответственность за проект. Ведь окончанием работы над ТЗ является так называемый прототип (схематические макеты особо значимых страниц), который заказчик так же детально утверждает. Они вместе с проект-менеджером изменяют блоки на страницах, расставляют приоритеты. После этого дизайнеру уже остается наложить стиль и общее оформление на определенно заданные рамки страниц сайта, по поводу которых у заказчика уже есть согласие. Клиент получает то, что он ожидал, и в более быстрый срок.

Работая по этой системе уже несколько месяцев мы видим классные результаты. Большие сложные проекты сдаются примерно в 3 раза быстрее, чем подобные проекты, которые создавались ранее без технического задания. При этом клиенты остаются довольными, потому что получают ожидаемый результат в ожидаемый срок. Так как цель нашей компании -  развивать бизнес нашего клиента с помощью новейших информационных технологий, а стратегическая задача - стать безусловным лидером веб-сферы для начала на Дальнем Востоке, то с недавних пор мы не беремся за создание необычных или сложных проектов без первоначальной проработки технического задания по нему. 

Надеюсь, эта статья пригодится всем, кто еще ни разу не сталкивался с созданием сайта в реальной жизни, затягиванием сроков, непониманием, отсутствием конечного результата или его отклонением от ожидаемого. Берегите свое время и нервы, работайте только по четкому техническому заданию. 

вверх